Поиск

Паломничество в Пандарпур

За четыре месяца до поездки я увидел изображение Господа Витхала-Пандуранги в ашраме в Мангалоре. Я предложил Господу свои молитвы и поклоны, прикоснулся к Его стопам, и решил, что мне нужно посетить это святое место. До этого я слышал от одного моего друга историю о том, как он со своим гуру посетил этот храм. Во время даршана у гуруджи стали проявляться экстатические симптомы. У него изменился цвет лица, и казалось, что он вошел в иное измерение. Мой друг, находясь рядом с гуру, смог также ощутить некоторые эмоции блаженства, и после у него возник интерес узнать больше обо всем этом. Он стал читать «Чайтанья Чаритамриту», где описаны экстатические изменения в теле Господа Чайтаньи. Глядя на изображение Господа, я все больше убеждался, что должен посетить этот храм, и Господь Витхала устроил мою поездку.

Две преданные приехали по делам на машине из Бельгаума, который находился недалеко от Пандарпура, и согласились взять меня с собой обратно, потому что в их машине было свободное место. Я решил, что это знак Кришны и, конечно же, согласился.

Путь туда занял восемь часов, но это было не очень утомительно, так как машина была очень хорошей.

Храм в Бельгауме – это небольшая экспансия храма в Чоупатти, преданные здесь, несмотря на аскетичные условия жизни, полны энтузиазма. Меня очень хорошо приняли, предложили фрукты и молоко. Благодаря систематичной проповеди Девамриты прабху храм всегда полон новых преданных. Так как места там мало, многие преданные спали на улице под навесом несмотря на то, что было довольно прохладно. На другой день был экадаши, и я решил быстрее ехать в Пандарпур, чтобы принять даршан у Господа, потому что экадаши – очень благоприятное для этого время.

Никто не смог мне точно сказать, сколько времени займет поездка, говорили, что, может, успею добраться за три-четыре часа, а в результате я ехал семь часов. Дорога вилась через поля и различные посадки…

Так как вокруг царила деревенская атмосфера, я предположил, что Пандарпур будет небольшой деревней. Иногда автобус останавливался, и в него садились сельские жители, которые устраивались чуть ли не на моей голове – так было тесно. Для меня это было аскезой, но, видимо, необходимо платить какую-то цену за то, чтобы получить даршан Господа. Аскеза – неотменная часть духовной жизни, благодаря которой очищаются наши чувства и сознание. Я вспомнил свою давнюю поездку в Мантралайам, сопряженную похожими аскезами, в конце которой, достигнув цели, я осознал, что она стоила того, поскольку духовное благо очень трудно достижимо.

Наконец, вечером после захода солнца автобус въехал в Пандарпур, и я сразу смог ощутить могущество и величие этого места паломничества. Как правило, это проявляется в результате мощной духовной вибрации. Вокруг было очень много паломников, а в магазинах продавались различные предметы поклонения. Много садху привлекаются святостью этого места, открывая вокруг множество различных храмов и ашрамов. Подобное я видел в Пури и Гурувайоре.

Было уже поздно, но я решил попытаться успеть получить даршан Господа. Я подошел к большому зданию, выделяющемуся традиционной храмовой архитектурой, взял две цветочные гирлянды для Рукмини и Витхала и вошел внутрь. Чтобы подойти близко к Божествам, надо отстоять длинную очередь.

Издали я получил даршан Божества, и мне бросилось в глаза, что Оно было очень гладким. Позже я узнал, что по ошибке принял Рукмини за Кришну. Они Оба стояли в одной позе, положив руки на бедра. Чуть дальше я увидел еще одно Божество, которое я принял сначала за Рукмини, но это оказалась Сатьябхама, вторая жена Кришны.

На противоположном берегу реки Чандрабхаги расположена замечательная ферма ИСККОН, где я и остановился. По милости президента Санак-Санатаны прабху все устроилось самым наилучшим образом – он нашел преданного Чакрадхари прабху, который с удовольствием показал мне храм и святые места.

На следующий день мы доехали до храма на небольшом мопеде и встали в очередь на даршан. Поскольку было воскресенье и двадаши, народу было полно, и мы простояли около двух часов. Несколько лет назад для того, чтобы урегулировать очередь, здесь построили пятиэтажный дом. Когда приезжают очень много паломников, очередь проходит по коридору через все этажи, и это может занять около пяти часов. Пока мы стояли, Чакрадхаури прабху рассказал мне историю Божества.

Во времена Кришны жил великий преданный Пундарика, и его престарелые родители были великими вайшнавами. Пундарика служил им, следуя дхарме (питри дево, майтри дево… атитхи дево). Такое служение согласно Ведам есть также служение Верховной Личности Бога. Господь Шри Кришна Дваракадхиш был настолько удовлетворен служением Пундарики, что лично явился к нему и захотел дать ему Свои благословения. Но Пундарика не имел никаких эгоистичных желаний, поэтому он просто попросил Витхалу: «Пожалуйста, стой здесь, и кто бы ни пришел увидеть Тебя, дай ему освобождение из океана рождения и смерти». Господь милостиво повиновался желанию Своего чистого преданного и встал, положив руки на пояс. Поэтому и воды в этом океане не больше, чем по пояс…

Через какое-то время Рукмини деви, не найдя Господа в духовном мире, пришла в Пандарпур и попросила Его вернуться обратно. Он ответил ей: «Я связан обещанием и не могу уйти, но если хочешь, оставайся здесь со Мной». Тогда Рукмини встала рядом с Ним…

Когда подошла наша очередь входить в храм, я начал читать Пандурангааштаку, небольшую молитву из восьми стихов, написанную Шанкарачарьей. Хотя он – основатель школы имперсоналистов, на самом деле он великий вайшнав, воплощение господа Шивы. В этой молитве он описывает Пандурангу как парабрахма-лингам, воплощение Верховного Брахмана, который совершает свои игры на Земле, играет на флейте и дарует радость всем жителям Вриндавана. Читая эту молитву на санскрите, я ощутил необычайное удовлетворение. Ощущение жары и дискомфорта из-за длинной очереди ушло, и, наконец, я увидел Витхала. В Его форме ощущалась необычайная сила и уверенность, способность дать прибежище всем тысячам людей, приходящих к Нему. Особенность этого храма заключается еще в том, что всем разрешается подойти и прикоснуться к стопам Господа, сделать подношение в виде гирлянды и сладостей.

После даршана Пандуранги мы получили непосредственный даршан Шри Рукмини, Сатьябхамы, Радхарани и множества других Божеств.

У выхода из храма был магазин с махапрасадом, где продавались ладду – сладкие гороховые шарики. Сознание после даршана поднялось очень высоко, и чтобы хоть немного вернуться в тело, мы вкусили по два ладду, которые были подобны нектару.

После этого мы посетили Гопал-пур – место, где Господь совершил много игр. Там до сих пор остались отпечатки Его стоп, а также стоп пастушков и телят. Одна великая преданная подметала там улицу. Господь явился и стал помогать ей, держа совок для мусора…

На другой день мне выпала другая редкая удача, и мы поехали с Чакрадхари прабху в храм очень рано, к самому открытию, то есть к 4 часам утра. В это время в храм запускают первую группу паломников – примерно 30 человек. И они имеют возможность присутствовать на всей утренней службе, длящейся около двух часов. В службу входит омовение Пандуранги пятью видами нектара (молоком, гхи, йогуртом, медом и кокосовым молоком), обряд одевания и арати. Нам удалось попасть в первую группу паломников, хотя для этого пришлось побороться с толпой целеустремленных прихожан.

Так я побывал в великом месте паломничества – Пандарпуре…

Гададхара Пандит дас