Поиск

Боевые искусства Индии

Война в Индии была делом особого сословия — кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия оличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной — каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична).

После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя…

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары — больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах.

Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били — в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке — именно потому. что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном — довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это — ваджра-мушти (в другой транскрипции — вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая — пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара.

Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» — это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» — это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога…

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый — «Камала-сутра», датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту — тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IVв. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIVвв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIVв., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа.

Второй этап — «колтхари» — включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» — S-образная палка длиной 60см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). 

Третий этап — «ангатхари» — включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» — гибкий «меч-плеть», «катар» — кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье).

Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.