Поиск

Йога щедрости делает человека счастливым

Следующее наше утверждение звучит так: мудрость – это умение быть щедрым. Законы дхармы утверждают, что если человек помогает другому, он сам становится богаче.

Есть еще более интересное утверждение: решая свои проблемы человек только больше в них запутывается. Единственный способ разрешить свои проблемы – это помогать другим.

История

Однажды столяр, ювелир, портной и монах отправились вместе на заработки в город. Ночь застала их в дороге, и они остановились на ночлег в лесу. Чтобы на них не напали разбойники, они решили дежурить всю ночь по очереди. Первым стал на стражу столяр, а остальные легли спать.

Прошел час и столяр, чтобы не заснуть, взял топор, отрубил от дерева толстый сук и мастерски вырезал из него очень красивую куклу в рост человека. Затем он разбудил портного, а сам лег спать.

Портной тоже был человек добросовестный и тоже боялся уснуть. И вдруг он заметил куклу и поразился мастерству столяра. Портной был тоже мастер своего дела, и чтобы не уступать столяру, он за небольшое время сшил для нее очень нарядное платье, такое, какое обычно надевают невесты. Нарядил куклу, разбудил ювелира, а сам заснул.

Ювелир тоже стал придумывать, как бы не заснуть, и тоже заметил прекрасную куклу. Решив также не уступать своим товарищам, он выковал драгоценные украшения, каких свет не видывал, одел их на куклу, разбудил монаха и пошел спать.

Монах поднялся, совершил омовение и стал молиться Аллаху. Но во время молитвы он заметил прекрасную куклу и решил показать своим друзьям, на что он способен. Он стал усиленно молиться Богу, чтобы тот вдохнул жизнь в эту куклу и Аллах услышал его.

Как только все проснулись и увидели, что кукла превратилась в прекрасную женщину, все четыре друга разом влюбились в нее и стали спорить, кому она принадлежит. Каждый доказывал, что его усилия были самыми важными в создании этой красавицы.

Ссора разрасталась, и они решили пойти за советом к людям. Нашли первого незнакомца и попросили разрешить их спор, но тот, увидев красавицу, сам в нее влюбился и сказал, что это его жена, которую недавно похитили, и повел их всех к правителю города.

Когда тот увидел ее, тоже сразу влюбился и сказал, что это жена его брата. Он обвинил их в убийстве брата, похищении его жены и повел всех к судье.

А судья, пораженный ее красотой, сказал, что это его рабыня, которая украла ценности и сбежала.

Так они спорили, пока весь город не собрался на этот шум. и наконец, один мудрец сказал им, что этот спор им не разрешить до уничтожения вселенной.

Он посоветовал им сходить в особое место, где растет очень старое дерево известное как «Дерево приговора». Оно выслушивает самые сложные истории и говорит, как надо поступить.

Все спорщики вместе отправились к дереву и спросили у него, кто имеет право на эту женщину. Вдруг дерево треснуло, а женщина, бросившись к нему, проникла в щель и скрылась в стволе. Тогда из дерева раздался голос: «Все возвращается в свой источник, а вы прогуляйтесь по холодку, остыньте и возвращайтесь по домам».

Лекция

Следующее наше утверждение звучит так: мудрость – это умение быть щедрым.

Законы дхармы утверждают, что если человек помогает другому, он сам становится богаче.

Есть еще более интересное утверждение: решая свои проблемы человек только больше в них запутывается. Единственный способ разрешить свои проблемы – это помогать другим.

Что же мешает нам быть щедрыми и счастливыми? Наше собственное сердце!

Можно провести небольшой тест. Наше сердце подобно камню, если мы старшим завидуем, с равными соревнуемся, а младших эксплуатируем.

Но есть способ растопить свое сердце. Для этого надо старшим служить, с равным дружить, а младшим помогать.

Бог смотрит, не со сколькими мы установили хорошие отношения, а со сколькими у нас еще остались плохие.

Выполнение долго постепенно избавляет человека от жадности
История

Жил некогда в Джаяпуре богатый купец по имени Бишну-саху. Свои капиталы он нажил своей скупостью и по этой причине его называли джайпурским скрягой. У него не было даже детей и все удивлялись, для кого он копит свое богатство.

Один раз он пошел купаться и увидел, что на пальме поспели финики. Решив сэкономить на завтраке, он залез на самую вершину пальмы, но только протянул руку к финикам, как высоченная пальма не выдержала и зашаталась.

Даже такому скряге жизнь показалась дороже, и он взмолился Господу: - Спаси меня Господи! Если я останусь жив, то обещаю накормить сто брахманов.

Замирая от ужаса, он кое-как спустился чуть ниже. До земли было еще далеко, но теперь уже стало не так страшно. И тут он понял, что слишком много пообещал, и стал молиться по новой: - Я накормлю 50 брахманов, Господи!.

Он спустился еще ближе, и земля оказалась совсем близко. Скряга подумал, что с какой это стати он должен кормить 50 брахманов, когда на эти деньги он может с женой прожить пару месяцев. «Но так как я уже дал обет, так и быть, пусть у меня поедят 5 брахманов.»

Он съехал по стволу еще немного, его ноги почти коснулись земли, и ему показалось, что и обед на 5 брахманов непомерно дорогое удовольствие, но от обета отказываться не стал и решил накормить одного брахмана.

Идя домой, он подсчитывал убытки от званного обеда и думал, как бы устроить это подешевле. Кормить надо, на такого, кто мало ест – пришла к нему мысль.

И он вспомнил про брахмана Говинда Мишру, который как раз мучился от боли в желудке.

В назначенный день он пригласил брахмана на обед, а сам пошел по своим делам, наказав жене дать этому брахману все, что тот пожелает.

Говинда Мишра пришел, и как и следовало, отказался от пищи, но попросил пожртвование в сумме 100 серебряных монет: именно столько надо было чтобы накормить 100 брахманов.

Что же является долгом для каждого?

В первую очередь человек должен соблюдать нормы морали в общении между противоположными полами. Это основа всего мирского благочестия. Это то, что приводит человека к процветанию и спокойствию. Обретя успокоение, такой человек может практиковать духовное развитие в полной мере.

Обязанности мужчины называются – пурушадхарма, а обязанности женщины – стридхарма.

Поговорим немного о женщине.

Женщины являются примерами и лидерами для мужчин в их следовании по духовному пути. Чистая бескорыстная любовь является врожденной чертой женщин. Они подобны Богине Лакшми, приносящей в дом радость и удачу. Поэтому ее называют специальным термином – Грихалакшми. И их главный долг - научиться отличать поступки и слова порочные от благочестивых. Если она постигает это знание, ее дом превращается в Вайкунтху. Такая женщина является главным богатством в семье.

Целомудрие – это качество, которое спасает ее мужа и всю семью от опасностей. Это - главная защита, а не решетки на окнах или сигнализация. Самое дорогое украшение женщины, ее бесценное сокровище – это скромность. Только скромная женщина может быть по-настоящему красивой и привлекательной. Скромность возводит ее в ранг святых и дает ей бесконечную силу.

Женщина без скромности постепенно становится подобной мужчине, и в трактатах ее называют цветком без запаха. Отсутствие скромности аннулирует все ее достижения и делает жизнь бесполезной.

Внимание такой скромной женщины всегда будет сосредоточено на границах, которые она не должна переходить. Уважение и похвала придут к ней незаметно и без всякой просьбы. Нектар в цветке лотоса не зовет пчел, цветы не просят пчел прилетать к ним. Когда пчелы отведают сладость, находящуюся в цветах, они сами будут искать их и устремятся к ним. Они прилетают, благодаря привязанности между ними и сладостью.

Сила скромной и разумной женщины настолько велика, что в семье, где только один становится на путь духовного развития, женщине легче привлечь мужа к духовности, чем мужу свою жену.

А дом, где жена мешает мужу практиковать развитие духовного разума или мужу не нравятся религиозные идеи его жены, постепенно наполняется духами и приведениями.

Благочестивая жена является Дхармапатни, приносящая в дом Дхарму, Артху и Каму. Она, зная своего мужа и говоря мягко и нежно, является настоящим другом. Более того, иногда, когда жене приходится направлять мужа по пути Дхармы, она принимает на себя даже роль Отца! Когда муж болеет, она выполняет роль Матери.

Благочестивая жена сначала исполнит обязанности перед мужем, а затем свои духовные обеты. Это сделает ее не слабее, а сильнее в своем желании следовать долгу.

По этому и образование или воспитание женщины должно строиться на основе Вивеки, или Различения. Она должна научиться отличать хорошее от дурного, духовное от материального, грязное от чистого. Также она должна научиться видеть границы, которые нельзя переходить в той или иной ситуации.

Если страна хочет достичь постоянного процветания и мира, необходимо обучать женщин в системе образования, которая будет делать упор на моральное поведение, моральные качества. Причиной современного падения моральных стандартов и отсутствия мира в обществе является пренебрежение этим аспектом образования женщин.

Ее миссия - заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена Дхармой, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею. Если она строго придерживается морали, дети также учатся морали.

Женщина должна выражать уважение своему мужу и это наполняет дом благочестием и богатством. Это называется – Пативратадхарма. Когда женщина ради исполнения своих материальных желаний начинает заискивать или заигрывать с другими мужчинами, это приводит дом к опустошению. Такое поведение похоже на поведение алкоголика, который пропивает домашнее имущество.

Муж для женщины – ее главное украшение.

Чистота сердца и святое поведение - эти два качества должны стремиться приобрести все женщины.

Теперь немного о мужчинах.

Брахмачарья-дхарма предназначена для мужчин. Так же, как женщина должна считать одного и только одного мужчину своим наставником и мужем, мужчина должен быть верен одной и только одной женщине как своей спутнице и своей жене. Она должна относиться к своему мужу как к Богу, поклоняться ему и ухаживать за ним, следовать его желаниям, чтобы выполнить свой долг. Вместе с тем, мужчина должен почитать свою жену как хозяйку дома и действовать в соответствии с ее желаниями. Только в этом случае заслуживает он статуса мужчины.

Сандхья – общая обязанность для мужчины и женщины

Для мужчины и женщины есть общая обязанность – 3 раза в день вспоминать о возвышенном предназначении своей жизни. Что это за предназначение? Во-первых, человек должен узнать, что такое счастье, затем он должен научиться его достигать и затем он должен передать это умение другим.

Поэтому, проснувшись, человек должен вспомнить о цели жизни и перенести ее на цель дня. Это называется утренней сандхьей (правильные размышления или медитация).

В течение дня человек наполняется материальными желаниями и, чтобы не забыть о цели жизни, он должен вспомнить о ней в полдень.

К вечеру человек устает и наполняется ленью, усталостью и желанием расслабиться любым способом, поэтому, чтобы не натворить бед, он должен на закате опять вспомнить о цели жизни.

Ману утверждает, что тело должно дышать целый день, но самое главное дать возможность подышать и душе. И это и есть три вдоха души – утренняя, полуденная и вечерняя сандхья – медитация на Абсолютную Истину.

Также общей обязанностью для мужа и жены является уважение родителей

В законах Ману говорится, что духовный учитель в 10 раз важнее учителя мирских наук, отец в 10 раз важнее духовного учителя, а мать в 1000 раз важнее отца.

Это не значит, что кого-то из них не надо уважать, это значит, что человек должен уважать всех, кто связан с его жизнью и помогает ему на этом пути. И особенно достойны уважения родители.

По-другому можно сказать, что человек, не уважающий своих родителей, не сможет уважать никого другого. Это эталон его сознания. Поэтому, если у нас проблемы во внешнем мире, первое, что необходимо сделать - подумать, не упустил ли я что-то в своих отношениях с родителями.

Хотите, чтобы вас уважали – уважайте своих родителей и учителей.

Хотите чтобы вас любили, любите своих родителей и учителей.

Хотите чтобы вас ценили – цените их.

Хотите чтобы о вас заботились – заботьтесь о них.

Закон изменений в жизни таков. Если вас что-то не устраивает в жизни – меняйте свое отношение к родителям, учителям, супругу, детям, и в конце концов, к Богу, и ваша жизнь тоже изменится.

Это самый простой способ изменить свою жизнь к лучшему. Было бы глупым пытаться включить свет, стуча по лампочке. Правильнее просто повернуть выключатель. Так и изменение отношения к старшим, зависимым и любимым способно зажечь свет в нашей серой жизни.

Но главной обязанностью для всех людей является говорить об Абсолютной Истине

Тулсидас однажды сказал: «Вам нужен свет внутри дома и снаружи? Тогда поставьте лампу на порог двери! Если вы хотите, чтобы свет Счастья распространялся внутри вас и вне вас, поместите имя Господа на язык, который является дверным порогом вашей личности! Эта лампа будет изливать счастье на вас, а также на всех, кого вы встретите, на целый мир».

Поэтому вернемся к утверждению, которое мы давали на предыдущей лекции, что главное быть не мудрым, а прозрачным. Поэтому, когда человек постоянно поглощен изучением мудрости, описанной в священных трактатах, эта мудрость превращается в масло, которое наполняет лампу речи. Такой человек освещает весь мир.

Разум – это решать свои проблемы там, где они возникли

Нет такого правила, что человек, встретившийся с трудностями в духовной области у себя дома, должен принять отречение и убегать от них. Если это делается мужем без полного одобрения со стороны жены, это не принесет желаемого результата. А если есть дети, которые нуждаются во внимании и заботе, любое отречение не одобряется писаниями.

Но современный человек, испытывая трудности в семье, разводится, на работе – меняет работу, в стране – меняет страну, в своей сексуальной жизни – меняет пол. Это не решает проблему, это ее только усугубляет, переводит в хроническую стадию.

Развитие разума происходит постепенно. Самыми яркими являются 3 стадии

На первой человек думает, что враги вовне. Оставаясь на этой стадии, он превращается в собаку и лает на всех, кто проходит мимо. Но даже у собаки должен быть разум, она должна лаять только на того, кто задумал недоброе.

На второй стадии, человек думает, что они проникли внутрь. Ему кажется, что его супруг, сослуживец или даже ребенок - это враг. Иногда он даже решается на убийство и не может понять, как другие этого не замечают.

На третьей стадии, человек, наконец, начинает понимать, что врагами являются его собственные качества. И это та война, которую можно выиграть. Стратегия уже описана мудрецами, и, строго придерживаясь их рекомендаций, можно побороть своего главного врага – свой ум.

Как же контролировать свой ум?

Йога означает умение контролировать чувства, но до тех пор, пока вы не научились контролировать свой ум, вы не сможете контролировать свои чувства.

Того, кто научился контролировать свои ум и чувства, можно считать великим героем, и это по-настоящему великое достижение.

Невозможно «развестись» с нашим умом, или отказаться от него. Мы не можем просто взять и выбросить его, потому что это является природой живого существа. Мы не можем просто взять и заставить его замолчать, сделать пустым, потому что такова природа ума. И решение этой проблемы дает здесь Говинда дас Кавирадж Госвами, когда говорит: «О, ум, ты должен насытиться словами Истины.»

И первое наставление уму заключается в том, как можно стать бесстрашным. Это косвенно указывает на одно из свойств ума, т.к. одна из характеристик – это то, что он постоянно боится.

Желание ума искать наслаждений в этом мире является продуктом страха. В Шримад Бхагаватам говорится, что поскольку живое существо занимается чем-то помимо поиска истины, оно испытывает страх.

Почему же оно всегда находится в таком страхе? Потому что все помимо Истины является временным, и нам очень страшно потерять наши временные достижения. Но когда ум поглощен изучением Истины он становится бесстрашным, так как знает что на этом пути он получит и удовлетворение, и счастье, и самое главное, никогда его не потеряет.

С помощью какого метода можно достичь этого?

С помощью сат-санги – общением с разумными, познавшими Абсолютную Истину.

С другой стороны он должен по настоящему испугаться негативного общения. Поняв на сколько это опасно, он должен бояться такого общения даже во сне.

Наш разум должен научиться получать силу не от еды, сна, женщин или комфорта. Он должен научиться получать силу от размышлений об Абсолютной Истине.

К этой войне надо подойти не как брахман, а как кшатрий. Из брахманов никогда не получаются хорошие лидеры. Кшатрии или раджа-риши составляют класс лидеров.

Шрила Прабхупада говорил, что для того, чтобы чем-то руководить, необходимо обладать духом кшатрия. Это означает, что человеку нравится, когда ему бросают вызов.

После «сражения» в Бомбее, когда Прабхупада получил землю под храм, после того, как они подписали соглашение, он сказал: «Это была хорошая битва. Мне нравятся такие настоящие сражения». Прабхупада никогда не боялся, он был очень смелым, поэтому его называют Абхай Чаран.

По крайней мере, человеку нужно быть хотя бы немного возвышенным и обладать смелостью и решительностью.

Каждый, у кого есть дети, должен знать, что очень важно то, что они видят, а не столько то, что они слышат. Вы можете сказать им что-то, но если вы действуете не в соответствии со своими словами, т.е. говорите одно, а делаете другое, то они будут действовать точно так же, как поступили вы, поскольку они видят, а не слышат. И что касается руководства, то преданные должны видеть то, что они слышат, иначе мы получим опять те же самые качества Кали-юги, т.е. двойственность и лицемерие. Лицемерие значит, что вы говорите одно, а делаете что-то совершенно другое.

У нас в России есть такая тенденция, сначала обожествлять лидеров, а затем разочаровываться в них. И получается так, что когда человек соглашается на роль лидера, то соответственно, берет на себя какую-то ответственность, но другие при этом пытаются его искусственно затянуть на тот уровень, на котором он не находится. При этом он, может быть, и не хочет находиться на этом, искусственном для себя уровне, но общественность заставляет его сделать это. Под влиянием других он соглашается. И, со временем, люди начинают разочаровываться, т.к. не видят в нем каких-то качеств, которые они себе воображали и поэтому стягивают его вниз.

Гомо сапиенс – кто он?

И разумным человек становится с того момента, когда перестает концентрироваться на недостатках других, а сосредоточивает внимание на своих собственных.

Любители мертвецов

Болезнь нашего разума заключается в том, что мы любим умерших людей, но ненавидим живых.

Хранители трупов

Вместо того, чтобы помогать другим, мы храним в своем сознании трупы. Что это такое? Это поведение, которое нам не понравилось. Мы храним память об этом всю свою жизнь. Человек уже изменился, и даже Бог простил его, но мы все помним и помним старые обиды. Так наш мозг превращается в морг.

Разумность и логичность

Итак, разумный человек должен действовать логично, но эта логика должна быть основана на истинной морали. Поэтому в законах Ману определяется, что вывод, противоречащий нормам ведической морали, не может быть назван логическим.

Фактически, поведение, основанное на логике и здравом смысле не должно причинять вред как самому человеку, так и тем с кем он вступает во взаимодействие.