Поиск

История Аюрведы

Аюрведа помимо основных видов знания описывающих физиологию организма, воздействие различных растений на организм, имеет ещe: восемь специальных ветвей. Первая кайчхикия — внутренняя медицина, вторая шалакйатантра, где описываются болезни головы и шеи, третья — это шальятантра, или хирургия, где подробно описываются хирургические аюрведические методы. Четвертая — авадатантра, токсикология, пятая — это бутавидйа, психология, психиатрия и демонология, а также в этом разделе подробнейшим образом изучаются тонкие живые сущности, которые могут входить в тело и каким образом можно избавиться от этих нежелательных тонких влияний. Шестая область Аюрведы — кумарибридья, или педиатрия, седьмая — расаяна, или наука омоложения, юнивелогия. И, наконец, восьмая — это вачикарана, или сексология.

В Пуранах древнейших Ведических произведениях подробно описывается происхождение Аюрведы, и о том, как знание Аюрведы передавалось от ученика к ученику на протяжении многих тысячелетий до наших дней. В Ведах говорится, что когда знание о том, как творить вселенную вошло в сердце Брахмы, первого живого существа во вселенной, вместе с этим ведическим знанием Брахма от Бога также получил знание Аюрведы. Изначально в этой вселенной источником аюрведического знания был сам творец этой вселенной — Брахма. Брахма передал разные части ведического знания своим потомкам. В частности, Аюрведу он передал Дакше, который был прародителем вселенной. Дакша передал аюрведическое знание Ашвини-Кумарам, которые с тех пор стали врачами на райских планетах. Они лечили полубогов. И от Ашвини-Кумаров это знание получил Индра, царь небес.

По этому поводу есть история в Пуранах. Однажды Индра заболел, и обратился к Кумарам, по поводу своего плохого здоровья. Он понял, что давел себя злоупотреблением чувственными наслаждениями, которыми он постоянно занимался. Поэтому он пошел к Ашвини-Кумарам и сказал: «Объясните мне, как я могу удовлетворять свои чувства и при этом не болеть?» Тогда Ашвини-Кумары передали ему науку Аюрведы, и от Индры Аюрведа была переданна трем мудрецам: Атрее, Бхарадвадже и Кашьяпе Муни, который занимался увеличением населения вселенной. Кашьяпе Муни Индра передал педиатрию, чтобы он мог ухаживать за детьми. И, наконец, третий, кто получил от Индры это знание, был Дханвантари. Безусловно, Дханвантари является воплощением Самого Бога и источником этого знания, поэтому правильней было бы сказать, что Дханвантари воплотился, чтобы дать людям знание Аюрведы. Дханвантари в своих произведениях, в основном, описывал хирургию. То есть помимо основных принципов Аюрведы, Дханвантари принес людям хирургическое знание.

Как сказано выше, Ведическое знание передается по цепи ученической преемственности, но, к сожалению, цепь ученической преемственности иногда прерывается. Именно так и произошло с Аюрведой. Большинство древних текстов, которые оставили нам эти мудрецы, к сожалению, до нас не дошли. Только два больших текста Аюрведы, которые сохранились и поныне — это Чарака-самхита и Сушрута-самхита. Чарака-самхита предписывается Айтрее. В этой Чарака-самхите (это огромное произведение, занимающее примерно шесть толстых томов) очень подробно описываются общие принципы Аюрведы, а также внутренние болезни. Сушрута-самхита поведана одним из учеников Дханвантари. Там, в основном, описаны, общие принципы Аюрведы и хирургия: очень тонкие операции, пластические операции, кесарево сечение и так далее.

Помимо этого очень большой объем знаний по Аюрведе содержится в Пуранах. И прежде всего в двух Пуранах — это в «Агни-Пуране» и «Гаруда-Пуране». В «Гаруда-Пуране» Сам Дханвантари учит Аюрведе Своих учеников, то же и в «Агни-Пуране». «Гаруда-Пурана» относится к Пуранам в гуне благости, и там дается более благостное аюрведическое знание, сатвическое аюрведическое знание. В «Агни-Пуране» оно смешанно с невежеством и страстью. То есть каждая из этих Пуран занимает приблизительно одну книгу. Это достаточно большой объем литературы. Кроме того, в изначальных четырех «Ведах» также приводится аюрведическое знание. В сущности аюрведическое знание, так или иначе, упоминается во всех «Ведах». Например, в «Риг-веде» перечислено 67 видов лекарственных растений и их применение. В «Яджур-веде» — 81, а в «Атхарва-веде» — 296. Потом в более позднее время был изучен их лекарственный эффект, и написаны различные комментарии на Сушрута-самхиту и на Чарака-самхиту, которые сохранились и по сей день. Также сохранились еще некоторые самостоятельные произведения аюрведистов древности, которые были тоже комментариями на ведические писания. Сами изначальные писания не сохранялись, но комментарии к ним остались.

Такова краткая история Аюрведы, и того, как это знание дошло до наших дней. Опираясь на эти знания, мы будем постепенно раскрывать основы этой древнейшей и наиболее эффективной медицины.