Поиск

Индийская медицина

В период раннего средневековья появляется ятрохимия (Раса-шастра) — лечение болезней гомеопатическими средствами. В фармакопею аюрведы были введены ртуть и многие другие металлы и минералы. Родоначальником ятрохимии считается Нагарджуна, который при помощи обработанной ртути хотел избавить от страданий всю Вселенную. Изобретение химических лекарств, используемых в небольшом количестве и действующих практически мгновенно, привело к тому, что классические методы лечения — использование клизмы, рвотных процедур и слабительных средств — перестали использоваться и приобрели сомнительную славу.

В 10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты. Множество знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна, живших с 10 по 19 века, в совершенстве знали Аюрведу.

В 13-том веке их труды были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами в Европе. Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей западной медицины. Во время Империи Моголов в 16 том веке в Индии получила распространение мусульманская медицина Унани тиб, которая основывается на Галеновской системе тканевой патологии. Многие положения этой системы совпадают с Аюрведой.

В Средние века Индия подвергалась неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны иноземным завоевателей; мир и порядок, царившие в ней, были сильно поколеблены. В науке наступило затишье. Все книги, написанные по Аюрведе в этот период, — это в основном компиляции других источников, многие же из оригинальных работ были уничтожены. Те же, что остались, комментировались людьми, мало сведущими в медицине. Это привело к появлению ошибочных интерполяций, некомпетентных исправлений и неправильных редакций аюрведических текстов.. В то время, когда Индия была колонией Англией, было основано множество школ чисто западной медицины.

Помимо аюрведы в Индии распространены и другие традиционные системы, такие как унани, сиддха, эмчи и другие. Все эти системы имеют много общего с аюрведой — как в теории, так и на практике, ведь в течение многих веков между ними происходил постоянный обмен опытом и знаниями.

Унани тибб

Родоначальниками этой школы медицины были, как следует из её названия, греческие философы и учёные. Впоследствии она распространилась и во многих арабских странах. В её основе лежат принципы и теории медицины античной Греции, развитые Гиппократом и Галеном. Свой вклад в её развитие вложили многие врачи различных национальностей и вероисповеданий. В 750 г. д. н. э., когда к власти в Арабской Империи пришли Аббасиды, в арабских странах наблюдался всплеск интереса к науке и учёности. Многие оригинальные медицинские тексты Индии и Греции были переведены известными учёными и мудрецами, приглашёнными со всех концов света. Вся эта работа проводилась под покровительством Халифа Арун-аль-Рашида и его сына Аль-Мамума в VIII и IX веках.

 

Перевод и изучение индийских и греческих текстов привели к тому, что в Империи открылось довольно много бесплатных аптек, больниц, медицинских библиотек и колледжей. В X и XI веках работы по медицине были переведены на персидский язык такими известными и авторитетными учёными, как Аль-Рази (Разес) и Ибн Синха (980-1037), известный также как Авиценна. Научные познания последнего были чрезвычайно обширными и многосторонними. Его работа под названием «Аль-Канун» («Канон») посвящена основным принципам медицины. Разес и Авиценна по национальности были персами, но писали на арабском языке.

Когда города центральной Азии подверглись нападению Чингисхана и Тамерлана, многие врачи и учёные были вынуждены покинуть родные края и перебраться в соседние страны, например в Индию, чтобы продолжить свои научно-исследовательские изыскания. Столица Индии, Дели, управлялась в те времена султаном Алладином Кхилджи (1296-1321). В то время между Дели и Багдадом установились очень тесные и тёплые отношения, и многие известные арабские врачи нашли в Дели приют, в результате чего унани тибб стала достаточно популярной в Индии. Конечно индийская культура, традиции, климат и география отличаются от арабских, поэтому арабская унани претерпела целый ряд изменений, исправлений и модификаций.

Во время Великих Моголов, с XV по XVII века, по всей Индии открылось множество больниц и госпиталей унани-медицины, и многие доктора этой системы почитались по всей Индии наряду с аюрведическими врачами — за глубокие знания и успехи в лечебной практике. Несмотря на падение Могольской Империи, Индия не отказалась от унани тибб, от её врачей и теоретиков. Напротив, многие аюрведические врачи обогатили аюрведу опытом, почерпнутым у своих коллег по ремеслу.

В основе этой системы лежит древнегреческая теория четырёх темпераментов и четырёх основных элементов. Строение и состав физического тела, так же как и лекарств, основывается на

  1. аркан (элементах);
  2. мизадж (темпераментах);
  3. акхлат (нравах, душевных настроях);
  4. аза (органах);
  5. арвах (жизненном духе или дыхании);
  6. кува (энергии);
  7. афа-ал (действии).
Аркан (Элементы)

Согласно унани тибб, существует четыре основных элемента — митти (земля), ааг (огонь), пани (вода) и хава (воздух). Как можно заметить, эта концепция перекликается с аюрведическим теорией пяти махабхут. Комбинация, или сочетание этих элементов — это органы тела (аза) и жизненная сила, дух (арвах). Органы и дух вместе создают энергию (кава), которая и является причиной различных физиологических процессов (афа-ал), происходящих в теле.

 

Мизадж (темперамент)
Понятие темперамента очень важно в унани медицине, так как на его основе ставится диагноз, определяются подходящий метод лечения и лекарства, необходимые для устранения и профилактики той или иной болезни.

Акхлат (конституция, нрав)
Подобно аюрведической концепции тридоша, в системе унани выделяется четыре конституции, регулирующие и определяющие функции человеческого организма, как то: балгам (флегма), кхун (кровь), сафра (жёлтая желчь) и сауда (чёрная желчь). Эти четыре конституции отражают главные свойства каждого из четырёх элементов. Они находятся в теле в определённой пропорции, и любое нарушение их равновесия приводит к возникновению болезней, разрушению организма и смерти. Их производство и обновление осуществляется в процессе пищеварения и метаболизма.

Все семь принципов унани медицины объединяются под названием «Умур-е-Табиа».

Медицинская Система Сиддха

«Сиддха» — это санскритское слово, означающее «совершенство». Люди, достигшие духовного совершенства, также именуются Сиддхами. В древние времена в Южной Индии было много святых, достигших большого успеха в науках и искусстве. Культура Южной и Северной Индии, в которой родилась аюрведа, во многом переплетены между собой, поэтому довольно трудно провести границу между аюрведой и системой медицины, развитой святыми (Сиддхами) Южной Индии. Многие из основных принципов и теорий аюрведы и сиддхи совпадают, однако последняя внесла неоценимый вклад в развитие терапевтики и фармации.

Согласно индийской мифологии, впервые об этой системе поведал Бог Шива своей супруге Парвати, а она передала её Нанди (божественному быку), своему потомку. Все Сиддхи, или святые, узнали о сиддхе от него. Поэтому другое название этой школы медицины — шайва. Тамильская цивилизация всегда была уникальной и достаточно обособленной. По некоторым источникам её история насчитывает миллионы лет. Тамильский язык своим происхождением обязан святому Агастье, ему же приписывают и основание школы медицины сиддха. Его имя упоминается во многих Пуранах, написанных как на тамильском языке, так и на санскрите. Следующие Сиддхи являлись носителями знания об этой медицинской системе:

  • Нанди
  • Агастьяр
  • Тхирумулар
  • Пуннаккесар
  • Пуластхьяр
  • Пунайканнар
  • Идайккадар
  • Богар
  • Пуликай Исар
  • Карувурар
  • Конканавар
  • Каланги
  • Саттайнатхар
  • Ажуганни
  • Агаппай
  • Памбатти
  • Тхерайяр
  • Кундамлай

Имена Богар, Идайккадар и Тхерайяр сравнительно недавнего происхождения, эти Сиддхи, вероятно, жили в эпоху Средневековья и являются авторами таких трактатов по Сиддха медицине, как Саттаймуни, Йогимуни, Мачамуни, Какабусундар и других. Многие из этих работ дошли до нас и широко используются в современной Индии. Некоторые из них пользуются популярностью и среди аюрведических врачей.

Основные принципы

Такие основополагающие концепции, как тридоша, панча-махабхута и септа-дхату, в аюрведе и сиддхе совпадают. Однако между ними существуют значительные различия в классификации и использовании лекарств и лекарственных средств.

Сиддхи придерживаются философской системы Шайва сампрадайя, согласно которой вся Вселенная состоит из материи и энергии, которых Сиддхи называют соответственно Шивой и Шакти. Материя не существует без энергии, и наоборот. Материальная составляющая, в свою очередь, делится на пять частей — мунн, нир, тхи, вайю и акаша, что соответствует аюрведической теории о пяти элементах.

Оценивая значительный вклад, внесённый Сиддхами в сам предмет медицины и в фармацию, следует отметить одну отличительную особенность этой системы, нехарактерную для других медицинских школ. Любая медицинское направление имеет целью лечение и предотвращение заболеваний, сиддха же также заботиться и об обретении телом бессмертия.

Классификация лекарств

Помимо деления на растительные, животные, металлические и минеральные лекарства, Сиддхи также предлагают систематизировать их по следующим шести категорям:

  1. Уппу (лаванам): Лекарства, растворяющиеся в воде и легко испаряющиеся при нагревании. К ним относятся быстрорастворимые неорганические соединения, которые либо декристаллизуются водой, либо превращаются в газ при воспламенении;
  2. Пашанам: Лекарства, нерастворяющиеся в воде, но испаряющиеся при нагревании на огне — неорганические соединения, нерастворимые в воде, но разлагающиеся на составные элементы (газы) при сильном нагревании.
  3. Упарашам: Вещества, которые не растворяются в воде, но испаряются при нагревании, химически сходные с предыдущей группой, но обладающие другим действием.
  4. Лохам: Металлы и сплавы, не растворяющиеся в воде, но плавящиеся при нагревании и застывающие при охлаждении.
  5. Расам: Вещества, которые при нагревании сублимируются, превращаясь в маленькие кристаллы или аморфные порошки — ртуть и сплавы и соединения, содержащие ртуть и мышьяк.
  6. Гандхакам: Вещества, нерастворимые в воде и сгорающие в огне, например сера.

     

Из веществ, относящихся к двум последним категориям, врачи готовят средства, в корне отличающиеся от лекарств, сделанных с использованием компонентов из первых четырёх групп, которые, в отличие от последних, не горят и не испаряются при нагревании.

При постановке диагноза основное внимание Сиддхи уделяют измерению и исследованию пульса, анализу мочи, обследованию глаз, языка, голоса, осязания и цвету кала.

Кальпа чикитса

Отдельный раздел сиддха системы называется кайя-кальпа и посвящён достижению долголетия и полной свободы от болезней.

Эмчи, или система тибетской медицины

Эта система традиционной медицины распространена среди буддийского населения Ладакха, Лахула, Спити, Дарджилинга, Сиккима и некоторых других горных районов Северной Индии. В этих районах преобладают тибетская культура и традиции, и поэтому для лечения болезней применяется в основном тибетская медицина.

 

До распространения буддизма основной религией а Тибета был Бон, и жители применяли систему медицины, во многом подверженную влиянию основных концепций и практик аюрведы. После прихода буддизма это влияние только усилилось. В тибетской медицине придерживаются концепции панча-махабхут, тридоши и саптадхату. Также в ней употребляются многие аюрведические лекарства. Но помимо них используются и многие другие высокогорные растения.

Классификация знаний

Согласно тибетской традиции, все религиозные и светские тексты , имеющие общее название «Rig-gnas» (видья-стхана, или знание), делятся на десять категорий. Их них можно выделить пять основных предметов, или дисциплин:

Тибетское названиеСанскритский эквивалентРусский эквивалент
1 Bzo-rig-pa Сильпа-шастра Технологии
2 Gso-ba-rig-pa Чикитса-шастра Медицина
3 Sgra i-rig-pa Шабда-шастра Грамматика
4 Tshad-ma rig-pa Прамана-шастра Логика
5 Nan-don-rig-pa Дхарма-шастра Религия

Остальные пять называются второстепенными предметами:

Тибетское названиеСанскритский эквивалентРусский эквивалент
1 Snan-dnags Кавья-шастра Поэзия
2 Sdeb-sbyor Чанда-шастра Метрика
3 Mnon-brjod Абхидхана-шастра Лексика
4 Zlos-gar Натья-шастра Драматическое искусство
5 Rcis Джьотиша-шастра Астрология
Индо-тибетские связи

Дружба между Тибетом и Индией имеет глубокие корни. Некоторые историки утверждают, что первым правителем Тибета был индус, потомок царя Бимбисары. Официальный контакт между двумя странами установился ко времени правления царя Sron-btsang-gan-po. В это время в Тибет были приглашены многие известные учёные, среди которых были и врачи. Ещё крепче отношения между Индией и Тибетом стали в XI столетии, когда царь Ye-ses-od послал большую группу тибетских учёных монахов в Индию для изучения священных писаний, а также пригласил в Тибет индийских пандитов во главе с Атиса Дипанкарой. В период с XII по XIV века множество аюрведических текстов было переведено с санскрита на тибетский язык.

 

Ученик Падмасамбхавы Вайрочана пришёл в Индию, чтобы учиться медицине у двадцати пяти индийских учителей. А в десятом веке нашей эры в Индию попал Рин-чен-зампо, десять лет учился медицинскому делу, заплатил сто золотых монет пандиту Кашмири, и тот обучил его 120 главам Аштанга-хридайя самхиты с комментариями Чандрананданы. Во второй половине X века индийский пандит Дхарма Шривармна совместно с другими тибетскими мудрецами перевёл знаменитый комментарий Вагбхаты «Вайдурьякабхасья» к его собственному труду — Аштанга-хридайе.

Хотя аюрведа и оказала огромное влияние на традиционную тибетскую медицину, в некоторых областях Эмчи может дать своей прародительнице фору. Так, например, тибетская традиция разрезать мёртвое тело на куски и отдавать его на съедение хищникам дала тибетским врачам возможность детально изучить человеческую анатомию. Такая практика в аюрведе практически не использовалась. Методики измерения пульса и исследование мочи настолько усовершенствованы, что некоторые авторитеты считают, что аюрведа переняла эти техники обследования пациента у тибетских врачей! Базируясь на аюрведическом фундаменте, тибетская медицина сильно расширила спектр применяемых лекарственных средств, добавив к ним растительные и животные вещества тибетского происхождения.

В Средние века практикующим врачам оказывалась значительная поддержка со стороны монастырей и правителей страны, что дало им возможность открыть большое количество медицинских школ с прекрасной репутацией и высоким уровнем преподавания по всему Тибету. В такие центры медицины, как Chog-po-ri и Men-chi-khang стекались ламы не только со всего Тибета, но также из Монголии, Бурятии, Японии и Китая. Нагарджуна, знаменитый мудрец, религиозный реформатор, алхимик и тантрист, почитается в Тибете, как никто другой, и его работы по медицине скрупулёзно переведены на тибетский и адаптированы для современной медицинской практики. Также написано достаточно много оригинальных работ по тибетской медицине.