Поиск

Роль родителей в профилактике зависимостей

Ребенок рождается очень смелым, он ничего не боится — может войти в клетку с тигром, может ходить по балкону на высоте 5-го этажа и сделать там «кульбит». Страх у него развивается лишь на основе поведения матери, близких. Загремел гром, мать кричит, хватает ребенка и под одеяло. При следующем раскате грома ребенок уже кричит сам, без матери. Ползет по стене паучок, мышка вылезла из норы на прогулку — ребенок тянется ручками поиграть, но бдительная мама вновь в крик. А у ребенка все остается в памяти. Спрашиваешь у мамы: чего пугаете ребенка, пусть бы поиграл с мышонком, с лягушонком? «Как же, — отвечает, — а вдруг от лягушонка у ребенка бородавки вырастут».

Дети очень внушаемы и авторитет взрослых у них очень велик. В таком возрасте лучше всего воспитывать детей (на этом основана и детская психотерапия) через их детских героев. Сказка для ребенка — это большой творческий процесс, через нее он познает мир и впервые усваивает человеческие идеалы, часто на всю жизнь. Первые наиболее теплые, эмоциональные контакты у ребенка появляются с родителями и другими близкими. Далее, по мере роста, контакты его расширяются, он контактирует уже и с идеями и духовными объектами. Одни впечатления накладываются на другие и в их взаимосвязи появляется человеческий опыт общения, реакции поведения. В случае появления каких-либо диссонансов, сбоев в отношениях с близкими людьми у ребенка возникает чувство тревоги, тоски, покинутости, страха. При этом процесс усвоения мира затрудняется, а у некоторых даже искажается. Чаще это обнаруживается вследствие отсутствия тепла, любви со стороны одного из родителей, тяжелой семейной атмосферы и других социальных невзгод. Нарушение таких естественных близких, теплых человеческих отношений ведет автоматически — на бессознательном уровне — к формированию психологической защиты. В поисках этих потерянных контактов подросток идет «на улицу», где общается с такими же, как и он. Культ особого общения, облегченного сигаретой, алкоголем, наркотиками, жаргоном, удовлетворяет эту социально ущербную личность. В «своей» компании «отверженных» он испытывает облегчение, особое настроение.

А как часто говорят родители: «Его как магнитом тянет на улицу...» Это не является причиной курения, алкоголизации, но со временем, законы «субкультуры», групповые нормы и правила поведения прививаются и въедаются настолько прочно, что остаются спутником или второй натурой на всю жизнь.

Отрицательное влияние на детей и быстрое их обращение в «табачную веру» играют межсупружеские конфликты, а главное — нездоровые формы их разрешения: драки, оскорбления. Эти конфликты воздействуют на психическое развитие детей, особенно на их эмоциональное состояние. Ребенок одинаково горячо любит обоих родителей, и очень плохо, когда один из родителей, чаще мать, привлекает ребенка на свою сторону, прикрывается им как щитом от агрессивного мужа. Маленький человечек разрывается между родителями, он не может активно включиться в семейный конфликт, поэтому ему остается только тяжело страдать. Со временем он научится защищаться от жизненных бурь, перестанет обращать внимание на ссоры родителей и даже будет посмеиваться над их «чудачествами», но приобретение этой «брони» достанется ему дорогой ценой.

В такой сложной семейной атмосфере у подростков часто развивается крайняя неуверенность, цинизм, высокомерие, непонимание чувств других, нежелание встать на место другого. Некоторые мамы наносят непоправимый вред своему ребенку, заставляя «не любить папу» или делать вид, что не любит, лгать ей. В таких случаях конфликт взрослых ложится на хрупкие детские плечи. У детей в результате этого часто развиваются неврозы или другие заболевания. Правда, болезнь детей часто приводит к перемирию супругов, но не слишком ли высока цена этой стабилизации за счет ребенка?

Семьи становятся «молодыми», молодые супруги часто отделяются от родителей, взрослые женщины-мамы все больше включаются в общественную и профессиональную деятельность. В результате дети не всегда получают полноценную любовь и заботу в семье, а дефицит этого тепла и внимания они не могут компенсировать, общаясь с близкими — дедушками, бабушками. И никакие самые прекрасные современные детские учреждения не смогут заменить родительской ласки и тепла. Такой отказ направлять и контролировать деятельность ребенка, сочетающийся с предоставлением ему полной свободы, приводит к тому, что мало обученный ребенок в дальнейшем трудно приспосабливается к жизни. Плохая социальная приспособляемость выливается в конфликты с окружающими. В результате эти дети часто становятся агрессивными, импульсивными. Сознательное или бессознательное, часто вынужденное, но бесконтрольное воспитание детей приводит в будущем к различным формам отклонений в поведении, правонарушениям, аморальности, асоциальности. У этих людей в дальнейшем отсутствуют стабильные интересы, они не предпочитают задумываться о «завтрашнем» дне, не умеют самостоятельно решать жизненные проблемы. Одновременно наблюдается снижение самокритики, постоянно ощущается социальная тревога, внутреннее чувство вины, что и провоцирует не всегда обычное поведение. Сигарета же помогает освобождаться от тревоги и напряженности, скрашивает монотонную жизнь, хорошо отвлекает от конфликтов и неприятностей. Со временем подобная психологическая зависимость подкрепляется никотинной, то есть «лекарственной» зависимостью.

Имеется и такой тип воспитания в семье, когда при чрезмерной опеке у детей формируется демонстративный вариант личности с претензией на безоговорочное признание их авторитета.

Особенно неблагоприятно на ребенка влияет непостоянное отношение к нему матери. То она любит его, тогда для обоих — жизнь прекрасна и удивительна, то он ей приедается — и она его отталкивает или даже бьет. Ребенку трудно понять такое циклическое настроение матери. Постепенно он привыкает в к подобным эмоциональным спадам и подъемам, уже не ищет в них смысла, считая, что сегодня так и должно и быть, завтра будет по-другому, время придет и опять что будет, то будет. Будучи взрослым, он продолжает не задумываться над своими состояниями, над причинами колебания своего настроения. Такая бездумная, незрелая эмоциональная личность часто прибегает к сиюминутным удовольствиям и прежде всего к такому «легкому» наркотику, как сигарета.

К наркотикам, алкоголю, никотину прибегают практически все люди, в детстве подвергавшиеся тирании (или наоборот из-за пассивности отца), издевательствам старших братьев, сестер. В этих ситуациях исследования показали, что младшие в семьях в последующем чаще начинают пить и курить.

Считается, что основной или черновой сценарий жизни у ребенка готов к 5–6 годам. Уже намечаются будущие отношения к людям, к чувствам, чем он будет заниматься, будет ли иметь детей и сколько, на ком женится и т.д. От условий жизни в этом периоде зависит, каков будет этот сценарий. Если ребенок развивался свободно, в любви, доверии, заботе — у него в перспективе свободный сценарий, который позволит ему легче приспособиться к различным жизненным условиям, более полно проявить свои природные качества. Жесткое воспитание даст сценарий, который будет скорее похож на «план защиты» от жизненных невзгод. Понятно, что такая глухая защита не дает простора личности. «Наркотическая тропа» и прежде всего курение, становится самым предпочтительным способом решения личных социальных проблем. Главное — есть подходящее условие: не надо думать! Кури — все будет в порядке.

Этот будущий сценарий практически является жизненной установкой. В подростковом возрасте идет апробация этого сценария. Полученные на ранних этапах варианты поведения продолжают закрепляться.

Отрицательную роль играет и полная незанятость подростка полезным трудом, его безнадзорность. А редкие воспитательные «педагогические» меры, суть которых побыстрее сломить сопротивление подростка, заставить его подчиниться общепринятым стандартам поведения, конечно, кроме обратного эффекта, результатов не дают. И, к сожалению, почти всегда подобные периодические нравоучения опять же сочетаются с безнадзорностью, с бесконтрольностью поведения подростка.

В уличной компании, куда автоматически попадает подросток, он обязан приспосабливаться, перенимать от нее все нормы, ценности, способы поведения, смысл жизни. У подростков, практически у всех, развита потребность в объединении в группы. Но эта потребность становится неодолимой, чем меньше развита личность, индивидуальное самосознание, чем больше тревога перед взрослым миром и меньше защита от него. Ну, а обязательной знаковой принадлежностью к «своему кругу» является курение и многое другое, например, татуировка, которая еще больше символизирует принадлежность ее носителя к определенной группе, «касте». В этом возрасте подростки обнаруживают особо высокую внушаемость и зависимость, в дальнейшем курение и соответствующий образ мыслей и жизни закрепляется на этой почве, связываясь у подростка с такими жизненными ценностями, как понимание, уважение и интерес к собственной персоне, которые он находит в этих «независимых» уличных компаниях.

Отчужденность к миру взрослых одновременно приводит к отторжению, невосприимчивости и к миру духовных ценностей взрослых, признанных стандартов поведения. В результате (природа не любит пустоты) появляется открытость и восприимчивость к ценностям «субкультуры» — любовь к жаргонам, блатной лирике, примитивным развлечениям, удовольствиям. Поэтому нам нередко доводится видеть «похожих» 20- и 60-летних собеседников, беседующих на одном примитивном языке, имеющих одни и те же интересы, то есть лиц с одинаковым психическим обликом, точнее, с задержкой его развития.