Поиск

Танцы Индии

Почитать Бога в танце — значит воплотить все желания, и поступающему так открыта дорога к спасению… «Танец совершается во благо людей и вечно стремящийся к совершенству одерживает победу над всеми тремя мирами», — гласит старинная книга «Вишнудхармоттара». Танец угоден богам, и сами боги были лучшими танцовщиками .

Создателем танца принято считать бога-разрушителя Шиву , который в образе царя плясунов , исполнил тандаву — танец, воплощающий космическую энергию бога и символизирующий мужское монументальное начало в танце. Супруга Шивы — богиня Парвати, дочь Гималаев, танцевала ласью — олицетворение женского , более утонченного и изящного начала.

Принято считать, что танцовщик, пребывая в танце, поклоняется Всемогущему, ибо танец — не только разновидность театрального действа, но и форма почитания богов, а поэтому вера и ревностное служение божеству столь же неотъемлемо присущи индийскому танцу, как и содержание танца, и техническое мастерство танцора.

Согласно легенде, бог-творец создал науку о драматическом представлении. И когда среди людей царила суета, бог поведал теорию драматических искусств мудрецу Бхарате, и тот написал трактат «Натья Шастра».

Историки считают, что эта книга — совместное произведение нескольких ученых. В «Натья Шастре» изложены принципы, лежащие в основе классических танцевальных форм. «Натья Шастре» и поныне остается теоретическим источником всех классических танцевальных стилей Индии.

Родившись в определенном регионе страны, танцевальный стиль точно передавал своеобразие Индии, отправившись в путешествие по которой, Вы несомненно увидите это удивительное действо.

Язык стихов, на котором основываются фрагменты танца, украшения и костюм исполнителя, музыка и музыкальные инструменты, позы и движения танцовщика — это единство действия.

Различают три разновидности индийского классического танца

  1. Нритта, или чистый танец — выстроен исключительно на движениях танцовщика. Исполняется непринужденно и весело. Из всех возможных настроений в этом танце может присутствовать только радость. Передать радость — вот смысл танца.
  2. Нриттья — сочетание чистого танца и передача эмоций через жесты и мимику. Нриттья — сплетение разнообразных чувств и настроений. Во время исполнения данного танца зачитываются стихи, а главное — задействованы всевозможные жесты и положение пальцев (хаста) несет смысловую нагрузку.
  3. Натья — разновидность драматического искусства. Танцовщик рассказывает историю или развивает какую-то определенную тему. Чаще это тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной (найяка-найика бхава), которая на философском уровне раскрывается как устремленность человеческой души к запредельному.

Чтобы должным образом исполнить нриттью и наттью, необходимо глубокое знание человеческой души, понимание эмоций. В индийской культурной традиции их подразделяют на девять категорий, называемых навараса — девять сущностей. Это любовь, радость, сострадание, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление и покой. Каждый танцовщик стремится передать эти эмоции через бхаву, т.е. внешнее проявление эмоций на лице и в телодвижениях. Если бхава выполняется правильно, исполнитель (исполнительница) может раскрыть перед зрителем тончайшие оттенки смысла.

Рага — музыкальное сопровождение, придающее танцу живость и настроение и оттеняющее его эмоциональное содержание.

Индийский классический танец может быть и групповым и сольным. К сольному исполнению тяготеют и некоторые другие стили, такие как Одисси из восточного штата Орисса, стиль Кучипуди из штата Андхра Прадеш и Катхак из северных городов Лакнау, Джайпур, Дели. А вот стили Катхакали из южного штата Керала и Манипури (на востоке страны) твердо придерживаются традиций танцевальной драмы. Такой танец требует нескольких исполнителей.

Катхакали — страстное и яркое искусство танцевальной драмы. По традиции исполнители этого стиля — мужчины. Причудливые костюмы и яркий, обильный грим, напоминающий маску, делают Катхакали самым зрелищным и красивым из классических индийских танцевальных стилей.

Бхарата Натьям — утонченный и изысканный стиль, происходящий из Тамилнада. В начале XX века выступления танцовщиц этого стиля составляли неотъемлемую часть ритуальных и церемониальных обрядов в храмах на юге Индии. Однако, социальные изменения в стране лишили танцовщиц поддержки со стороны служителей храмов. В течение некоторого времени стиль Бхарата Натьям был в упадке, но в последние десятилетия он вновь обрел популярность. Бхарата Натьям отличается острой динамичностью и точностью движений. Основа танца — застывшие позы.

Срингара — любовное чувство и бхакти, или почитание богов,— два главных содержательных элемента этого стиля. Чтобы передавать утонченные эмоциональные переживания, танцовщица должна обладать восприимчивостью и обостренностью чувств. богатыми творческими способностями и вдохновением. Западному человеку трудно даже представить себе как может одна танцовщица в течение целого вечера приковывать к себе внимание зрителей.

Абхинайя, или передача настроения через его внешнее выражение,— искусство изощренное и экспрессивное. Большинство оттенков настроения, воплощенных в танце, зависит от заложенных в тексте возможностей и их интерпретации исполнительницей.

Катхак — результат поразительного слияния индуистской и мусульманской культур на северных равнинах Индии. Катхак, или рассказчик, в прошлом был одновременно и танцовщиком, и музыкантом, и актером .Он непосредственно общался к зрителю, увлекая его яркой тканью своего повествования , состоявшего из стихов, музыки и телодвижений. Культ вишнуитов, концентрировавшийся вокруг поклонения Богу Вишну, и бхакти, религиозное движение, возникшее в XV в. на севере Индии, способствовали созданию целого ряда поэтических произведений, ставших основой для драматических интерпретаций. Вращательные, сложные движения ног, быстрые пируэты и бхава (внешнее выражение ) — основные , наиболее интересные черты этого стиля. Звон бубенчиков придает необъяснимое очарование волшебным пируэтам исполнителей. Чувство равновесия, гармоничность и точность жестов и движений — все это искусство Катхака.

Манипури — искусство и способ самовыражения для каждого мужчины, женщины и ребенка в Манипури. Старинные музыкальные формы этой культуры тесно связаны с культом бога Вишну. Глубоко чтимые традиционные музыкальные действа Санкиртан и Рааслила при случае собирали всю общину. Каждое значительное событие в жизни будь то рождение ребенка, свадьба или похороны, — возможность исполнить церемониальный ритуал неповторимой красоты. С помощью этого ритуала жители Манипура общаются с божеством, используя для выражения собственное тело. Поразительное владение телом, пластичность и сдержанность — таковы отличительные черты стиля Манипури. Танец очень сложен и полон энергии, но в нем присутствует элемент самоконтроля, легкость исполнения и утонченная сдержанность придают стилю Манипури необыкновенную привлекательность. Тарелки и барабаны инструменты, сопровождающие этот стиль. Ритм — основная составляющая и песни, и танца.

Одисси — самый лиричный из индийских танцевальных стилей, он следует тем нормам и пропорциям тела, которые соответствуют принципам индуистской иконографии. Основная черта эстетики этого стиля — тонкое и сокровенное взаимоотношение между движением и выражаемым чувством, таким образом, основную нагрузку в передаче смысла несут характерные позы танцовщицы.

Любовь простого человека к богу Кришне (одно из перевоплощений бога Вишну) составила содержание единственной любовной поэмы поэта Джаядевы «Гита-говинда».

Каждая танцовщица Одисси использует стихи из этого произведения .Высочайшим достижением стиля Одисси считается способность передавать двойственное эротическое и религиозное, содержание , присущее «Гите-говинда». Физическое, материальное начало никогда не выпячивается, а духовное не теряется.

Кучипуди-танцевальная драма, зародившаяся в Андхра Прадеше на юге страны. Здесь, как и повсюду в Индии, почитание богов и обряды, выражающие любовь и поклонение божеству, состоят из повествования о жизни этих богов, танцев, пения и театрального представления. Подобные танцевально-драматические зрелища пробуждают сознание простых людей, подготавливают его для восприятия философских истин. По традиции исполняющийся только мужчинами, Кучипуди требует тончайшего танцевального мастерства в связи с тем, что мужчины изображают и женские персонажи. Вачика абхиная, или выражение через песню и речь — один из важнейших элементов Кучипуди, благодаря которому этот стиль представляет собой не просто танец , но танцевальную драму.

Несколько в стороне от великих классических стилей стоит множество полуклассических и фольклорных разновидностей военных искусств и традиционных драматических форм, происходящих от того же источника, что и классические стили. Различные ритуальные танцевальные формы, тесно переплетенные с музыкальными выступлениями, часто демонстрируются на празднествах и при отправлении культов. Например, переживает подъем великолепное искусство Чхау — танца в масках, родившегося в Бенгалии и Ориссе.

Этот и другие стили, рассеянные по всей стране, составляют сокровищницу индийской танцевальной традиции.

Танцевальное искусство сельской Индии разнится раскраской костюмов, гримом , языком , музыкой и стилем исполнения. В каждой деревне свои профессиональные и народные праздники, свои обычаи и традиции, излюбленные стихи и свое неповторимое восприятие музыки и танца. И на фоне породившей их земли, они представляют зрелище высоко духовное ибо в них слышится биение сердца Индии, живет частичка ее души.