Поиск

Происхождение танца

Когда мудреца Бхарату, автора Натья Шастры попросили объяснить происхождение Натья Веды, он ответил: «Когда закончилась Крита Юга, золотой век, и Трета Юга вступила в свои права, весь мир стал погружаться в пороки, потворствуя (давая дорогу) жадности и желаниям, зависти, гневу и ненависти и другим негативным качествам, Джамбу Двип (Индийский субконтинент) был населён девами, данавами, гандхарвами, ракшасами. Развлечения стали неинтересными и не приносили удовлетворения. Тогда Девы, возглавляемые великим Индрой, который и был их парламентёром, обратились к Брахме, верховному Богу, сказал: — Мы хотим, чтобы у нас было времяпрепровождение, которое как достойно слышать, так достойно и видеть. Так как четыре Веды не могут быть доступными для низших каст, создай пятую веду, которая была бы доступной для всех.

— Татхасту (Да будет так) — объявил Брахма. Погрузившись в глубокий йогический транс, Он призвал в свой ум четыре Веды:

— Я создам пятую веду, названную Натья. В сочетании с эпическими рассказами, она будет способствовать добродетели, благополучию и славе. Она будет содержать все надлежащие инструкции, хорошие советы и эссенцию всех писаний. Она будет побуждать к активности (вдохновлять) все виды искусства и мастерства. Она отразит все события будущего в мире.» Из Риг Веды Он взял слова, из Сама Веды — песни. Из Аюр Веды Он взял жесты, а театральное мастерство (методы) и расу — из Атхарва Веды.

«Брахма в беседе с Индрой, королём Девов (Богов), сказал: «Я создал ваше развлечение (представление), сопровождаемое историческими рассказами. Пусть Боги используют это. Те из них, кто обладают знаниями и умениями, культурны и смелы, организуй (подготовь) для передачи этой пятой Веды, называемой Натья. Используй эти принципы для соответствующего спектакля».

«Но Индра, видя значимость инструкции, понял, что мудрецы были лучше подготовлены для такой задачи, так как Боги едва ли были способны понять или передать это знание достаточно грамотно. Мудрец Бхарата был избран для этой цели и он, со своими ста сыновьями, был посвящён в эту науку. Первая натья, написанная самим мудрецом Бхаратой на фестивале знамён Индры, перед собранием (ассамблеей) Богов и данавов (демонов). Праздновалась победа девов над данавами, во времена борьбы за нектар бессмертия, полученного из океана. Боги были удовлетворены, но демоны очень были удручены инсценировкой своего поражения. Демоны сговорились и решили, что представление должно быть разрушено. Сначала они лишили актёров памяти, затем речи, затем способности двигаться».

«Индра, король богов, увидев происходящее, взял знамёна (древки знамён) и убил всех присутствующих демонов. Но другие демоны пришли и продолжили вредить актёрам, нанося ущерб. Чтобы защитить это новое искусство, Брахма посоветовал Бхарате построить специальное помещение (дом для представлений) для представлений. Это было сделано и многие боги были призваны защищать различные части этого дома. Центр был под защитой самого Брахмы, Восток под защитой Шивы, Юг защищал Яма, Запад — Варуна, Север — Кубера и т. д.. Каждая часть дома для представлений была распределена и защищена Богами, всеми, представляющими Индуистский Пантеон.» (Вот почему цветы символически разбрасывают по сцене в начале каждого спектакля, как поклонение различным Богам, защищающим сцену).

«Данавы, однако были возмущены первой постановкой, так как она их представила в плохом свете. Брахма объяснил им истинный характер и значение Драмы.»

«Брахма сказал: — Натья Веда, которую я создал, показывает добро и зло как девов так и данавов. Это не односторонняя картина, но изображает настроение и эмоции в Трёх Мирах, работа это или игра, война или мир, радость или печаль; она создаёт (порождает) смелость, порыв, свободу, обучает тому, что необходимо. Это источник удовольствия для чувственных, исцеление (бальзам, отдохновение) для тех, кто испытывает боль и печаль, наука для изучающих (учёных). В этом есть что-то полезное для каждого. Натья богата разнообразием эмоций, отображает мир. Она принесёт полезные наставления, придаст смелости, развлечение и удовольствие. Нет такого знания, искусства, мастерства, ни изящного искусства, ни искусства рисования, ни деятельности, которое здесь не найти. Она созвучна с природой и взаимоотношениями в мире, тесно связана с печалью и радостью, вызванными действиями».

«Таким образом Брахма объяснил истинное значение Натья». «Так случилось, что на первом представлении не присутствовал Шива, Господь Танца. Брахма, стремясь показать его новое творение Шиве, просил, чтобы пьеса была сыграна на склонах горы Кайлас, дома Шивы. Просмотрев движения, используемые в пьесе, Шива вспомнил жесты(позы), которые он использовал в танце Восхода Солнца и посоветовал, чтобы эти жесты были использованы в представлении. Он проинструктировал Танду своего последователя, чтобы тот чтобы тот обучил Бхарату. Позы (движения) танца были энергичны и мужественны, в стиле Тандава. Парвати, прекрасная и грациозная супруга Шивы, дополнила мужественный танец своего супруга мягкими(плавными) движениями, называемыми Ласья. Эти два стиля были объединены в драму (постановку), но Бхарата посчитал, что Ласья не подходит для исполнения мужчинами. Тогда Брахма создал Апсар (небесных нимф) из своего ума. Тогда завершённая Натья, включающая в себя все 64 искусства, была инсценирована перед собранием всех богов и демонов».

«Актёры небесных миров спустя время стали дерзкими, свободно общаясь с мудрецами и богами. Когда их поведение перешло допустимые границы, когда они стали насмехаться над мудрецами, они были прокляты, их статус в обществе сильно упал. Они были низвергнуты на Землю, таким образом это искусство появилось в этом мире».

Это версия происхождения танца Мудреца Бхараты. Другая легенда рассказывает, что Парвати научила танцу Ушу, дочку Баны, та обучила женщин Саураштры, таким образом, искусство распространилось по всей стране. Другая легенда гласит, что Урваши, небесная нимфа, обучила искусству Арджуну, одного из Пандавов, героя эпоса Махабхарата, который передал его принцессам Уттара и Вирата, те в свою очередь обучили других.

Из книги «Истории о танце: Бхаратанатьям»