Поиск

Теория индийского танца

В «Натьяшастре», главном писании об индийском танце, говорится о том, что танец — целостное искусство, и целостным его делают три составляющие, которые вместе присутствуют в танцевальном представлении. К слову, многие зрители сразу замечают, что классический индийский танец бывает со смыслом и без конкретного значения (абстрактным). На самом деле в танцах выделяют три главных аспекта, три вида танца: нритта, нритья и натья.

Нритта — это абстрактный технический танец, хореография в чистом виде без смысловой нагрузки. Это представление танцевальной техники. Нритта — аспект, не требующий глубокого чувственного общения со зрителем. Это демонстрация радости, энергии движения, красоты линий, изящности поз, подчеркнутая интересными и интригующими ритмическими пассажами, которые танцовщица подчеркивает ударами ног. В технике различаются позиции ног, траектории движения частей тела, угол наклонов, положения рук, (причем, жесты, хасты, используются для украшения движений, без каких-либо смысловых значений), также то, как движется танцовщица по сцене и другие детали. В каждом стиле классического индийского танца различаются свои технические нормы. Танцы этого типа в Одисси — Мангалачаранам, Паллави, Мокше. Противоположным этому аспекту является нритьяэмоциональный, образный танец. Этот аспект раскрывает эмоциональность, настроение и темперамент танца, показывает его чувственность или раскрывает смысл, контекст истории, повествования. Этот аспект предполагает общение со зрителем и воздействие на него целым арсеналом выразительных средств, чтобы донести идею, или вызвать чувства. И вот здесь жесты для рук не только украшают танец, но и передают значения слов, понятий, помогая перевести звуки в образы.

Жесты, выполняемые кистями рук, называются хаста или мудра. Они детально кодифицированы. Жесты для одной руки называются асамьюта хаста, их 28, а для двух рук называются самьюта хаста, их 23 (по описанию, которое дается в трактате «Абхиная Дарпана»). С помощью хаст передаются значения слов и фраз в песнях и текстах, они помогают передать смысл истории, сюжета, акцентировать настроение. В техническом же танце (абстрактном, который не несет смысловой нагрузки) хасты используются без значений и служат средством украшения движений танца, такие жесты называются нритта хаста. Возвращаясь к аспекту нритья, стоит отметить, что смысловой танец, или сюжетный танец включает в себя мимику, жесты для рук со значениями и пантомиму, в целом, называемую абхиная.

Абхиная — это искусство коммуникации со зрителем во время представления. Абхиная рассматривается с разных сторон, поэтому она состоит из четырех взаимоусиливающих компонентов (ангика, вачика, ахарья, саттвика), где каждый важен в равной степени.

Ангика абхиная — пантомима, телесная выразительность, в которую входит владение телом, технически правильное выполнение передающих смысл жестов для рук, движения головы, шеи, глаз, мимика, позы и т.д.

Индийский танецВачика абхиная — это словесное выражение, или звуковое воплощение идеи, которое поется во время танца. Сейчас в представлениях поет певец, сидящий в аккомпанирующем оркестре, а раньше бывало, что танцовщица сама же и пела во время танца. В некоторых танцах и по сей день, например в стиле Кучипуди, танцовщица губами проговаривает то, что поет певец, будто сама поет. В вачикас, или в то, что воспроизводится речью, входит кавьяс (поэзия) и натакас (драма). То есть в танцевальном представлении певцы-аккомпаниаторы поют песни, гимны, стихи, а также монологи, реплики, диалоги и все, что входит в поэзию и драму. Иногда поют названия нот, или ритмические слоги, усиливающие эмоциональное воздействие музыки.

Ахарья абхиная — это вся внешняя оболочка представления, обложка. Сюда входит грим, костюм, украшения, свет, то, как оформлена сцена, декорации, само помещение, в котором происходит представление.

Саттвика абхиная — это непосредственно сами непроизвольные эмоции актера. Например, волоски на теле встают дыбом, проливается пот, появляется дрожь, слезы и т.д. Это возникает, когда танцовщица глубоко переживает те эмоциональные состояния, которые изображает, поэтому ее эмоции выглядят натурально, естественно, по-настоящему. Так, например, состояние гнева мало изобразить с помощью мимики: при гневе тело колотит, краснеет лицо, раздуваются ноздри, появляется горячий пот, человек делает резкие движения, с силой сжимает кулаки, быстро ходит туда-сюда и т.д. Такие симптомы относятся к разряду саттвика абхинаи.

Отсутствие одного из этих компонентов значительно снижает выразительность танца. Абхиная — это экспрессивная, выразительная часть танца. Конечно, одной из главных частей в этом аспекте является лицо танцора и его актерское мастерство. И, хотя существует множество эмоций, настроений, чувств, в «Натьяшастре» сказано о девяти главных: шрингара — любовь, рудра — гнев, адбхута — удивление, хасья — смех, бибхатса — отвращение, каруна — горе и сострадание, вира — героизм, сила и смелость, бхаянака — страх и ужас и шанта — умиротворение. Эти девять главных темпераментов, настроений, называются раса. (А, поскольку их девять, их называют навараса.) Танцовщица во время представления может рассказывать историю, как мы уже говорили. И, если она использует только телесный язык (позы, жесты, скорость и т.д.), то этого все равно недостаточно для передачи смысла. И только когда появляются эмоции, картина становится живой, целостной.

Поэтому нритья — это другая сторона танца, без которой танец был бы просто набором физических упражнений.

Третья составляющая индийского танца — это натья, драматический танец, или театрализованная хореографическая постановка. Натья — это комбинация нритты и нритьи. Танцовщица изображает текст, который поется, причем, иногда это даже не песня, а монологи героя или диалоги в пьесе. И, конечно, здесь самым важным становится конечный смысл и умение его передать.

В экспрессивном, сюжетном и смысловом танце танцор становится актером и играет разные роли. Для драматизирования ситуации и для узнаваемости изображаемых характеров в индийском танце существует концепция «найака, найика и сакхи» — герой, героиня и подруга-помощница (друг). Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. То есть, великие истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, а людям из любой касты, которые в древние времена не получали глубокого образования в области духовных наук и священных писаний. Например, Радха (найика) ревнует Кришну (найака) к своим подругам (сакхи). На самом деле, говоря языком мудрецов, духовная ревность Радхи (олицетворяющей энергию наслаждения Бога) стимулирует ее желание быть полностью, без остатка, предавшейся своему возлюбленному (Самому Богу), девушкой (олицетворенной душой). И это провоцирует постоянное о нем памятование, желание быть неразлучными. Иносказательный язык танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественной тематике. Сопереживание героям вызывает глубокий внутренний чувственный взрыв и катарсис, и, как следствие, провоцирует человека стать лучше, достойней прожить жизнь, а также заняться самосознанием.

В «Натьяшастре» описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):

- в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)

- природы и качеств характера (важный и хитрый министр-интриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчик-пастушок)

- опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)

- ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.

Сакхи — это подруга, или помощница. Она всегда находится между найикой и найаком, как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, или помогает ему исправиться, реабилитироваться в глазах героини, утешает скорбь героини, находящейся в разлуке с любимым.

Теперь вернемся непосредственно к хореографии танца. В индийском классическом танце есть два вида движений, две противоположных категории. Их называют тандава и ласья.

Тандава — это четкие, силовые, энергичные, резкие, жесткие, тяжелые движения. Их выполнял Шива, особенно, пребывая в своем божественном гневе.

Ласья — это мягкие, женственные, изящные, легкие, плавные, дополненные оттенками разных эмоций, движения. Их изначально исполняла богиня Парвати, чтобы умилостивить и успокоить своего разбушевавшегося мужа, Шиву.

Все движения в танце состоят из скоординированных комбинаций движений разных частей тела. Части тела подразделяются на самые главные, на соединяющие их между собой и мелкие, и их называют анга, пратьянга и упанга.

Анга, или основные части тела, включают в себя руки (кисти), ноги (стопы), голову, бока, талию и грудь. Пратьянга, или промежуточные части — это шея, плечи, локти и предплечья, спина, живот, бедра, колени, голени и щиколотки. Упанга, или незначительные, мелкие части тела — лицо, губы, рот, зубы, язык, подбородок, нос, щеки, брови и глаза, глазные яблоки.

Для них существуют разные классические позиции, называемые бхеда, изучение которых входит обязательно в базис всех классических стилей. Это азбука танца. Затем при изучении танцев переходят уже к изучению движений, начиная с простых, и, по мере усваивания, добавляют более сложные.

Движения в индийских классических танцах совершаются под индийскую классическую музыку. Музыка основана на различных талах, ритмах, играющихся в медленном, среднем и быстром темпе. Темп называется лайа. Счет проговаривается ритмическими слогами, что называется «бол», слоги имитируют звуки ударного инструмента, создают словесный ритмический рисунок. Например, «дха дхин та тете дхаге дхин та китатака». Когда танцовщица тренируется, она выполняет каждое движение в разном темпе, что задействует разные мышцы, поэтому движение получается более совершенным, отточенным, и это позволяет в танце сразу адаптировать движения к заданному ритму.

По материалам книги Татьяны Рузовой «Облако нектара»