Поиск

Ткацкое искусство в Индии

Найдется немного людей, способных остаться равнодушными при виде изобилия восточных базаров. Здесь соседствуют тонкие ароматы курений и экзотических фруктов, холодный блеск оружия и золотых украшений и живая красота диковинных цветов и птиц. Но особенно завораживают и подолгу не отпускают взгляд богато украшенные или напротив аскетически скромные ткани. В них все — и блеск оружия, и аромат благовоний, и наполненные птицами райские сады. Чтобы влюбиться в кусок ткани, понять, как много может значить простой отрезок материи, не обязательно ехать за три моря или отправляться на восточный базар.

Ткацкое искусство Индии имеет многовековую историю. В средние века процветали цехи (шрени) ткачей и красильщиков. Заказчиками были не только многочисленные придворные, торговцы и ремесленники, но и храмы.

Цехи, шрени, занимали исключительное положение в общественной, экономической и религиозной жизни общества — подобно тому положению, которое занимают крупные промышленные фирмы в современной Индии. Сохранились упоминания о цехах ткачей, снабжавших тканями буддистские монастыри в Аджанте и Насике.

В период правления Великих Моголов в сознание индийского ремесленника вошли новые представления, изменилось его отношение к материалам и инструментам. На индийскую традицию оказали влияние принципы исламской эстетики. Новая палитра — зеленый, розовый, фисташковый — сменила традиционные краски — красный лак, корень марены, индиго и другие. Это привело к открытию новых способов получения растительных красителей. Для этого периода характерно богатство отделки — концы кусков тончайшего муслина часто украшались золотым шитьем. Ткачи и вышивальщики использовали все свое мастерство для того, чтобы вдохнуть жизнь в узоры золота на тканях.